Справочник юриста

Культура как социальная реальность.

И, наконец, пятый - колонизация. Определить механизм колонизации в самом общем виде очень просто. О колонизации можно вести речь тогда когда представители чужой культуры, прибыв в страну, активно навязывают свои собственные ценности, нормы и модели поведения.

Вопрос, что такое общество, каковы его место и роль в жизни людей, всегда находится в центре внимания социологии и социальной философии. Мы часто говорим и не без основания, что человек, общество – часть природы. И в то же время не менее часто и с не меньшим основанием четно различаем и даже противопоставляем человека, общество природе. Нет ли здесь противоречия? Думается, что нет, если учитывать, в каком конкретно аспекте, ракурсе рассматривается каждый раз данная проблема. В первом случае понятие природа употребляется в предельно широком смысле, выражающем природное единство всего мира, всей действительности неорганического и органического мира, человека и общества. Тезис “ общество – часть природы –“отражает тот непреложный факт, что человек, а следовательно, и общество происходят из природы; человек - существо и биологическое, имеющее мало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющиеся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы; общество находится в органической связи и теснейшем взаимодействии с природной средой и не может функционировать и развиваться вне природы, в отрыве от неё. Во втором случае понятие природа используется в более узком смысле, как внешняя среда по отношению к человеку, к обществу. Жизнь общества – это качественно своеобразная, социальная жизнь, которая не сводима к биологической жизни (включая жизнь высокоорганизованных животных) – человекоподобных обезьян, где действуют особи, лишённые социального сознания и не выделяющие себя из мира животных.

Югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека – творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек – это общественное существо , которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия природа и общество , природное и социальное , ни разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, по которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области – естествознание и обществоведение.

При самом общем взгляде на общество бросается в глаза, что оно – совокупность, объединения людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного и его поведения. Не могут служить примерами общества одиноко, как Робинзон, живущий человек и более или менее значительное число людей, изолированных друг от друга и от других людей. Общество – это не любая механическая совокупность людей, а такое их объединение, в рамках которого происходит более или менее постоянное, устойчивое и достаточно тесное взаимовлияние этих людей. “Сложность общего определения понятия общество связана с рядом обстоятельств. Во-первых, это – очень широкое по объёму и высокоабстрактное по характеру понятие. Во-вторых, общество – чрезвычайно сложное, многослойное и многообразное явление, позволяющее рассматривать его в самых различных ракурсах. В-третьих, общество - понятие историческое, общее определение которого должно охватывать все этапы его развития. С учётом сказанного, можно дать общее социологическое определение общества: общество – совокупность людей, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, самовоспроизводством и самодостаточностью, саморегулироваемостью и саморазвитием, достижением такого уровня культуры, когда появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи и взаимодействия людей.


Предыдущая страница | Страница 3 из 6 | Следующая страница

Смотрите также:

  • Политическая культура.
  • Понятие и признаки права.
  • Возникновение и развитие, понятие и признаки права. Понятие правосознания, ...
  • Социологические воззрения Н. Я. Данилевского.
  • Тенденции политического развития и современная демократия.

  • Меню сайта