Справочник юриста

Государственная служба на Украине - сущность и принципы.

Государственная служба – это служба в государственных органах и их аппарате. Государственные служащие занимают должности в государственных органах и их аппарате. Должность – это определенная структурой и штатным расписанием первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, на которую возложен установленный нормативными актами круг служебных полномочий (ч. 1 ст. 2 Закона Украины “О государственной службе” ) . Как отмечает В. М. Манохин, государственная служба начинается там, где устанавливаются должности, которые неотрывны от организации государственного аппарата. [6] Должность является первичным, нерасчлененным компонентом управленческой структуры, в определенной степени обособленным. Ее можно рассматривать как минимальный предел дифференциации управленческих функций и как средство стабилизации, формализации деятельности служащего. Должность - простейшая ячейка аппарата, предназначена для одного работника, определяющая его место и роль в управленческом ансамбле. [7] С другой стороны это – стабильный комплекс прав и обязанностей, правовое установление, ориентированное на одного человека. Каждая должность образуется в распорядительном порядке. Правовыми актами компетентного органа определяется ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен) , порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. С помощью должностей обеспечивается персонализация государственных функций и полномочий, четкое разделение труда в аппарате органа государства, индивидуализация ответственности государственных служащих. Право на государственную службу имеют граждане Украины (ст. 4 Закона Украины “О государственной службе” ) . В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции все граждане Украины, пользуются равным правом доступа к государственной службе. Работа государственных служащих оплачивается за счет средств государственного бюджета.

Ч. 1 ст. 9 Закона Украины “О государственной службе” определяет сферу государственной службы: правовой статус Президента Украины, Председателя Верховного Совета Украины и его заместителей, председателей постоянных комиссий Верховного Совета Украины и их заместителей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Украины, Председателя и членов Конституционного Суда Украины, Председателя и судей Верховного Суда Украины, Председателя и арбитров Высшего арбитражного суда Украины, Генерального прокурора Украины и его заместителей регулируется Конституцией и специальными законами Украины. Таким образом, политические должности в государственных органах не входят в государственную службу, к которой относятся административные и патронатные должности.

С учетом разнообразных функций, стоящих перед современным демократическим социальным правовым государством (ст. 1 Конституции Украины) и выполняемых различными органами государства, государственную службу можно подразделить по ряду признаков. Каждый вид государственной службы, предопределяется спецификой задач и функций, стоящих перед соответствующим государственным органом и имеет свое правовое оформление, характеризируется особыми признаками и специальным правовым статусом, установленным соответствующими нормативными актами.

Государственная власть на Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ч. 1 ст. 6 Конституции Украины) . В соответствии с этим конституционным принципом государственную службу подразделяют на службу в органах законодательной, исполнительной и судебной власти.

Анализ норм Закона Украины “О государственной службе” позволяет сделать вывод, что законодатель отмечает различие в правовом статусе служб и соответствующих органов, хотя такое различие сформулировано не достаточно четко. В ч. 4 ст. 6 Закона Украины “О государственной службе” указывается, что вопросы функционирования государственной службы в других государственных органах, правовое положение которых регулируется специальными законами Украины, регулируется этими органами. В ч. 2 ст. 9 Закона Украины “О государственной службе” закреплено, что регулирование правового положения государственных служащих, работающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и других, осуществляется в соответствии с указанным законом, если иное не предусмотрено законами Украины. На основании приведенного можно в системе государственной службы выделить гражданскую и милитаризованную службу.

При этом гражданская служба делиться на общую и специальную. Общая гражданская служба подразумевает осуществление общих, традиционных, “стандартных” для всякой сферы деятельности государственно-служебных функций, не отличающейся отраслевой спецификой[8] (деятельность служащих в министерствах, государственных комитетах, местных государственных администрациях) . Специальная государственная служба – это реализация особо установленных в нормативных актах полномочий служащих, занимающих должности в государственных органах, имеющих ярко выраженную отраслевую компетенцию, которая налагает отпечаток на практическую деятельность служащих (служба в органах прокуратуры, судах, дипломатической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел) . Специальная служба требует дополнительной регламентации законами Украины.


Предыдущая страница | Страница 2 из 6 | Следующая страница

Смотрите также:

  • Правовое регулирование государственной службы.
  • Социальная защита и социальные гарантии государственных служащих.
  • Служба занятости в России.
  • Закон об обеспечении единства измерений.
  • Субъект преступления.

  • Меню сайта