Справочник юриста

Инвайронментальная социология.

В условиях когда природная среда не только полностью включена в процессы человеческой жизнедеятельности на всех ее уровнях социализирована но и оказывает воздействие на ход этих процессов посредством механизмов обратных связей которые работают по естественным (а не социальным) законам актуальным становится именно взаимодействие общества и природы. Изменения природной среды приобретают социальную значимость. Постигая законы природы и овладевая силами природы общество тем не менее неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям (как невозможно и обратное сведение социальных закономерностей к естественным) . Особенностью современной экологической ситуации и является пересечение и взаимодействие этих разнородных закономерностей в условиях той или иной социальной системы взаимосвязанной с определенной экосистемой. Взаимозависимость и взаимодействие этих систем требуют изучения специфики различных механизмов этого взаимодействия, что исключает как социологический "герметизм " так и естественнонаучный редукционизм.

Современную экологическую ситуацию можно считать наиболее развитой формой проявления противоречий двух стихий пересечение социальных и естественных закономерностей, т.е. формой пригодной для теоретического рассмотрения. В этом смысле вполне закономерно появление в последнее десятилетие разного рода социально-экологических теорий носящих междисциплинарный характер стремящихся осуществить новый синтез, как предшествующих социологических теорий, так и собственно социологического теоретизирования с естественнонаучным и широким мировоззренческим контекстом.

Наиболее ярким примером такого синтеза может служить американский инвайронментализм, представляющий собой соединение определенного типа мировоззрения и теоретических основ соответствующих социальной дисциплины с практикой массового социального движения.

Американский инвайронментализм имеет богатые и давние (с середины прошлого века) традиции. Нынешний этап его развития, как в теоретическом, так и социально-политическом плане начинается с середины 70-х годов, и связан, как считают большинство инвайронменталистов, с последствиями (экономическими социальными политическими и проч.) энергетического кризиса 1973 года. Институциональные основы развития инвайронментального движения и социально-экологических исследований были заложены несколькими годами раньше (принятие в 1969 году законопроекта о национальной природоохранной политике проведение в 1970 году Дня защиты Земли создание различного рода природоохранных организаций на общенациональном и локальном уровнях) .

Не осталась в стороне от общих экологических настроений и американская социологическая наука: в 1976 году в Американской социологической ассоциации создается секция инвайронментальной социологии в 1977 году на сессии ассоциации обсуждается тема "Социальные корни инвайронментализма" ; еще раньше подобные секции были созданы в Обществе по изучению социальных проблем и в Обществе сельской социологии.

Наконец к началу 80-х годов формулируются основные (начальные) положения "новой инвайронментальной парадигмы" в социологии провозглашающей наступление " века инвайронментализма " необходимость ценностной переориентации нового политического и экономического порядка новых стандартов проведения и нового типа рациональности в целом.

Социально-экономические мотивы появляются и в работах видных американских социологов не связанных непосредственно с инвайронментальной социологией (Хоровиц. Смелсер. Рейнуотер. Липсет и др.) В своих общеметодологических построениях инвайронменталисты часто прибегают к аналогиям не только с привычными для них натуралистическими течениями, но и с интеракционизмом структурным функционализмом марксизмом.

Таким образом предмет исследования определяется как теоретико-методологическое и социально-политическое содержание современной инвайронментальной социологии.

Социально-исторические и философские предпосылки инвайронментализма История развития социально-экологической идеи в американской социологии во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма географической школы эволюционизма натурализма в целом ; адаптация этих идей в американской социологической теории проходила под влиянием Спенсера. Дюркгейма. Зиммеля. Тенниса и других европейских социологов. Однако установления теоретических параллелей еще недостаточно для понимания специфики американской социально-экологической традиции позволившей ей стать одним из самых значительных направлений в теоретико-методологическом арсенале американской социологии и сохранить это значение до сегодня. Для уяснения этой специфики обратимся, прежде всего, к американским источникам (как к теоретическим, так и к социально-историческим) формирования социально-экологических (инвайронментальных) концепций в американской социологии.


Страница 1 из 5 | Следующая страница

Смотрите также:

  • Социология - наука об обществе.
  • Экономическая социология.
  • Функции социологического знания.
  • Методы политологических исследований.
  • Социологические воззрения Н. Я. Данилевского.

  • Меню сайта