Справочник юриста

Тенденции политического развития и современная демократия.

Этот длительный и порой весьма болезненный процесс как раз и позволил Западной Европе в политическом отношении подготовиться к переходу в эпоху современности (модерна) .

Переход к современной эпохе в политике связан со становлением суверенитета - окончательным разделением "империума" на ряд суверенитетов. Абсолютистские королевства стали важным двигателем этого процесса. Распад единого сакрального порядка в результате Реформации, утверждение принципа "чья земля, того и вера" позволили ряду монархов претендовать на соединение в своих руках и горизонтальной, и вертикальной составляющей политической организации, на абсолютную власть в своих территориальных политических системах, которые одновременно являли собой и последние империи, и первые нации-государства.

Современная эпоха характеризуется созданием принципиально нового типа политических систем - суверенных территориальных государств или т. н. наций-государств. Возникает единая национальная территория. Самоопределение осуществляется прежде всего ща счет установления границ. в то же время перегородки между внутренними территориями (графствами, марками и т.п.) , между сословиями и корпорациями становятся прозрачными и проницаемыми. Возникает единое гражданское общество, а вместе с ним масса граждан. Прежние сословные и корпоративные привилегии и свободы становятся "естественными" правами человека и гражданскими, политическими свободами. появляются новые скрепы политических систем: территориальные границы и однородный правовой режим внутри них, масса соотечественников и национальное гражданство.

Нации-государства как бы замыкаются в себе, но это квазизамкнутость, принципиально отличная от замкнутости архаичных систем. Там в рассчет принимался только внутренний порядок, покоящийся на родовом этосе. Внешний мир был чужд по определению: и враги и друзья были равно "гостями", чужаками. Здесь четкая, юридически значимая граница позволяет рационально организовывать взаимоотношения политической системы и среды, отчетливо различить не только своих и чужих, но и своих среди чужих, чужих среди своих, т.е. врагов, соперников, попутчиков, союзников, друзей, что создает основу для формирования целой гаммы разнообразных и рационально организованных отношений с внешним миром. Так возникает самостоятельная область внешней политики, противостоящая внутренней, но, в то же время, разделяющая с ней общие системные характеристики.

Благодаря отчетливому оформлению суверенитета, различению внешней и внутренней политики начинает складываться система международных отношений. Возникает т. н. Вестфальская система, а за ней и последующие поколения международных политических систем. Это особая тема, которая будет рассмотрена на следующей лекции. Пока же важно отметить, что образование международных политических систем закономерно связано с появлением территориальных наций-государств, обладающих суверенитетом.

Процесс консолидации политических систем эпохи современности (модерна) принято называть политической модернизацией.

Этот процесс проявляется по-разному. Трудно назвать страну, где бы этот процесс шел совершенно равномерно и без сбоев. Пожалуй, наиболее гладким этот процесс был в Англии. Можно сказать, что этот процесс в целом существенно не прерывался и в примыкающих к ней областях Западной и Северной Европы. Однако опоясывающее эту зону полукольцо европейских владений габсбургов и в значительной мере совпадающих территорий т. н. "второго издания крепостничества" стало регионом, где процесс не только пошел вспять, но стала воспроизводиться прежняя европейская раздробленность без уже невозможной вертикали.

Вовлечение в процесс модернизации все новых и новых геополитических пространств, столкновение модернизаторских и контрмодернизаторских тенденций, различная степень исчерпанности (проработанности) наследия промежуточной эпохи различными политическими системами - все это привело к тому, что темпы и глубина модернизации оказались весьма различными в отдельных частях мира и даже Европы. Постепенной модернизации британского типа оказались противопоставлены ее более или менее форсированные версии, отличающиеся индивидуальным своеобразием.

В условиях форсированной модернизации возникает искушение просто отбросить старые, "отжившие" политические структуры и заменить их новыми. В результате новые структуры несут как бы двойную нагрузку: осуществляют те функции, к которым они преднезначены, и те, которые осуществлялись разрушенными структурами, но о которых система "поминит". Получается своеобразное явление дедифференциации.

Дедифференцированные и недифференцированные политические структуры современности отличаются немалыми чертами сходства.

Одна из важнейших - предрасположенность к дисфункциям, т.е. разрушительным или, по меньшей мере, контр продуктивным проявлениям функциональных возможностей соответствующих структур. Среди дисфункций модернизации наиболее ярко и разрушительно проявились тоталитарные тенденции.


Предыдущая страница | Страница 3 из 5 | Следующая страница

Смотрите также:

  • Плебисцитарная теория демократии Макса Вебера.
  • Методы политологических исследований.
  • Типология государств.
  • История теорий социального неравенства.
  • Марк Тулий Цицерон. Государство и право.

  • Меню сайта