Справочник юриста

Становление и современное состояние криминологии. Основные этапы ее развития.

Позитивистская школа не разделяет этого оптимизма: поведение человека определяется многими физическими (телесными) , психическими и социальными факторами, которые не поддаются его контролю. И задача криминологии состоит в том, чтобы изучать психические, физические и социальные черты преступника. Позитивисты хотели со своей доброжелательностью заставить человека быть добродетельным, профессионально полезным обществу и дисциплинированным. Если классическая школа обращала основное внимание на деяние, а еще раньше на вину, то позитивистская школа устремляет его на преступника, на его судьбу и его опасность для общества. И если классическая школа ориентирована на защиту интересов правового государства, то позитивистская - на исправление преступника.

Современная школа криминологии открыла для себя новое направление в изучении реакции общества на отклоняющееся поведение и преступность, обратилась к исследованию потерпевшего (как феномена) и социального контроля. Теперь уже к причинам преступлений подходят не только с точки зрения статистики, они понимаются скорее как социальный процесс, в котором задействованы и преступник, и потерпевший (жертва) , и общество. В то же время исследуются и процессы в обществе, в силу которых поведение людей и сами люди определяются как преступные. В той же степени, в какой современная криминология интересуется поведением лиц, называемых преступниками, она изучает и поведение тех, кто определяет других как преступников (то есть сотрудников правоохранительных органов) Здесь можно найти объяснение и тому факту, что возникла необходимость преподавания этой дисциплины в нашем институте, т.к. военнослужащие пограничных войск в рамках своей деятельности, отчасти, выполняют некоторые правоохранительные функции. Современная криминология открыла феномен потерпевшего (жертвы) , а также функции формального и неформального контроля со стороны общества, которые были критически оценены не только с точки зрения их роли в сдерживании преступности, но и в их поддерживающих преступность влиянии. Нынешние криминологи трактуют понятия "преступник" и "преступность" как относящиеся и к поведению и к личности, видят свою задачу в том, чтобы проанализировать те социальные процессы, вследствие которых становится возможным использовать подобное клише.

Помимо этих основных течений и параллельно с ними существовали и иные школы. Приведенная выше классификация является одной из многих и в настоящее время вопрос о ней продолжает оставаться спорным. Позволю себе остановиться на некоторых из них:

1. Американские ученые Сатерленд и Кресси представили классификацию криминологических школ

Некоторые криминологии проводят классификацию криминологических школ по предмету их основного интереса, т.е. на тех, кто отправной точкой отсчета считал преступление и тех, кого интересовала, прежде всего, личность преступника.

Более подробно мне хотелось бы остановиться на одной классификации криминологических школ, которую дает американский криминолог - профессор В. Фокс. Его работа "Введение в криминологию" строится как раз на изучении различных подходов в криминологии, с использованием сравнительного и исторического (временного) методов.

Так, он делит криминологические школы на:

- классическую (оценка серьезности преступления с юридической позиции) ;

- позитивистскую (преступление обусловлено множеством факторов; юридический подход полностью отвергается) ;

- американскую (социологические теории причин преступности) и

-школу социально защиты (преступление вызывается различными социальными факторами, и в рамках действующего законодательства все эти факторы следует принимать во внимание; позитивистские воззрения эта школа дополняет юридическим подходом) .

Перейдем к рассмотрению каждого из этих подходов в отдельности.

Классическая школа.

Классической эта школа в криминологии называется потому, что в ее рамках впервые сложилась относительно полная система воззрений в области криминологии. Точно так же мы называем греческий и латынь классическими языками, поскольку это были языки, на которых впервые получила адекватное выражение абстрактная мысль. Воззрения этой школы были направлены против несуразностей и непоследовательностей существовавшей тогда практики уголовного правосудия, в отправление которого судьи вносили свои собственные предубеждения. Результатом были жестокие наказания, свидетельствовавшие не о правом суде, а о мести.


Предыдущая страница | Страница 2 из 9 | Следующая страница

Смотрите также:

  • Предмет, понятие, метод и система криминологии.
  • Преступность и методика ее изучения.
  • Правонарушения - основные вопросы.
  • Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, относящихся к ...
  • Криминологическая характеристика и профилактика рецидивной преступности.

  • Меню сайта